1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Каталог товаров

Подбор по параметрам

Выберите одну или несколько категорий игрушек:
Выберите одного или несколько производителей игрушек:
Укажите ценовой диапазон:
Сбросить

Производители

  • tiger9
  • valda.png
  • Деревянные домики Домиком
  • krasnokamsk.png
  • krona.jpg
  • lam.png
  • Мир деревянных игрушек
  • myakishi.png
  • skazki-dereva.jpg
  • tomik.jpg
  • umnitsa.png

Заказы временно не принимаются. Веселых вам игр и качественных игрушек!

Как выбрать игрушку

Подбор игрушек – дело серьёзное и ответственное. От его успеха зависит настроение ребёнка и прогресс в его развитии. В настоящее время выбор игрушек чрезвычайно труден. Как сориентироваться в этом море игрушечной продукции? Как оценить игровой и развивающий потенциал игрушки, как выбрать то, что нужно вашему ребёнку? В существующей стихии рынка ответы на эти вопросы чрезвычайно затруднены. 

У большинства людей детство связано с любимыми игрушками, которые остались в памяти взрослого человека как близкие друзья, как опора для становящегося внутреннего мира, как воплощение теплоты и значимости детства. Нормальное развитие ребёнка, становление его внутреннего мира немыслимо без игры, а, следовательно, без игрушки. Игрушки являются для ребёнка той средой, которая позволяет исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать свои творческие способности, выражать свои чувства, учит общаться и познавать себя.

С другой стороны, игрушка является товаром, который взрослый выбирает и покупает для своих детей. Данный вид товара сохраняет свой рейтинг во все времена. Подбор игрушек – дело серьёзное и ответственное. От его успеха зависит настроение ребёнка и прогресс в его развитии. В настоящее время выбор игрушек чрезвычайно труден. Наряду с традиционными (куклами, мишками, мячиками) появляются новые, невиданные даже самыми молодыми родителями (динозавры, пауки, покемоны и пр.)

как выбрать игрушку

 

Как сориентироваться в этом море игрушечной продукции? Как оценить игровой и развивающий потенциал игрушки, как выбрать то, что нужно вашему ребёнку? В существующей стихии рынка ответы на эти вопросы чрезвычайно затруднены. 

Как показывают опросы, в большинстве случаев игрушки выбираются и покупаются стихийно, в силу сложившихся обстоятельств или внешних, поверхностных признаков игрушки (привлекательности, величины, стоимости, желания угодить ребёнку и пр.). Развивающий потенциал игрушки, её педагогическую «полезность» родители либо вовсе не учитывают, либо целиком доверяются прилагаемой аннотации, в которой производитель пишет всё, что хочет. Отсутствие каких-либо ценностных ориентиров на рынке игрушек (как у производителей, так и у покупателей) приводит к их бесконтрольному производству, бессистемной закупке и бессмысленному потреблению. В результате прилавки магазинов и детские комнаты завалены однотипными и, как правило, бесполезными (а иногда и вредными!) игрушками, а нужных и важных для детского развития – нигде нет. Такая ситуация весьма негативно отражается на качестве детской игры, а следовательно и на эффективности развития ребёнка.

Поэтому чрезвычайно важно при выборе игрушек, учитывать не только их красоту и санитарно-гигиенические свойства, но и возможный психологический эффект на развитие ребёнка. Однако подобная оценка должна опираться на объективные и научно обоснованные критерии оценки развивающего значения игрушек. Очевидно, что такими критериями владеет далеко не каждый родитель. Здесь необходимо участие детских психологов, которые в силу своей профессиональной квалификации, понимают закономерности детского развития, особенности игры ребёнка в разных возрастах.

Чтобы сориентировать родителей в необъятной стихии рынка игрушек мы расскажем о наиболее ценных и полезных игрушках для ваших детей.

Для начала поговорим том, какие бывают игрушки, для чего они нужны, и что каждая из них может дать для детского развития. Прежде всего, нужно подчеркнуть, что развитие ребёнка происходит в разных видах его деятельности. Осуществляя какую-либо деятельность, ребёнок преобразует не только предмет своей деятельности, но и самого себя. Самостоятельная и осмысленная активность ребёнка в любой её форме – есть важнейший результат развития и проявление его внутреннего мира. У маленького ребёнка осознание окружающего мира происходит, прежде всего, в действии. Ребёнок, осваивающий окружающий мир и строящий самого себя – это ребёнок, стремящийся действовать в этом мире.

Исходя из этого, главная функция игрушки заключается в активизации детской деятельности. Игрушку, как предмет, специально созданный взрослыми для детей, можно рассматривать как своеобразное (и, пожалуй, самое распространённое) средство их развития. Игрушка должна стимулировать осмысленную активность ребёнка, создавать (как внешнюю, так и внутреннюю) и способствовать становлению новых форм детской деятельности.

Развивающий и образовательный эффект игрушки определяется прежде всего характером игрового действия и его связью с задачами развития. Этот аспект должен отчётливо осознаваться при выборе игрушек: выбирая ту или иную игрушку нужно сразу представить, что ваш ребёнок будет с ней делать.
Среди всех разнообразных видов деятельности детей психологи выделяют две группы. В первую входят те виды деятельности, внутри которых происходит преимущественное освоение смыслов, задач и норм отношений между людьми и на этой основе – социальное и личностное развитие ребёнка, т.е. его желаний, интересов, чувств. Вторую группу составляют виды деятельности, внутри которых происходит усвоение способов действия с предметами и на этой основе формирование интеллектуальных, познавательных сил детей, их технических возможностей.

Исходя из этого общепринятого разделения видов детской деятельности, имеющийся массив игрушек можно условно разделить на две группы:

1. Игрушки, способствующие социально-эмоциональному развитию (или развитию личностной сферы). К этой группе относятся многочисленные игрушки, предполагающие общение или обращение с ними как с живыми персонажами. Это игрушечные животные (мишки, зайчики, собачки и пр.) и, конечно же, куклы со всевозможной кукольной утварью. Помимо кукол с их одеждой, мебелью и посудой, нужны наборы для игры в доктора, парикмахера, магазин и пр. Это детали костюма и атрибуты, помогающие принять и удерживать игровую роль (халат и повязка врача, руль для машины, милицейская фуражка, красная шапочки и пр.). В эту же группу можно отнести транспортные игрушки (грузовики, поезда, машинки, позволяющие что-то перевозить).

2. Игрушки, способствующие развитию интеллектуально-познавательных и моторных способностей детей. Это всевозможные кубики, конструкторы, пазлы, мозаики, лото, домино и пр.

Данное разделение крайне удобно, поскольку позволяет определить для каждого возраста главную линию развития и соответствующую ей деятельность, а, следовательно, выделить приоритетные виды игрушек для детей каждого возраста. Так, например, для детей от 1 до 3-х лет главной, ведущей деятельностью является предметная, в которой ребёнок овладевает различными действиями с предметами, учится соотносить форму, размер, расположение отдельных деталей. Поэтому детям этого возраста нужны, прежде всего, игрушки второй группы. А в дошкольном возрасте (от 3 до 6 лет) ведущей деятельностью становится ролевая игра, для которой необходимы игрушки первой группы.

Кроме выделенных двух линий развития, существует третья. Это физическое развитие и воспитание ребёнка. Задача укрепления здоровья, и формирования физических качеств ребёнка (силы, выносливости, ловкости, меткости и пр.) является важнейшей для воспитания детей. Естественно, эта линия детского развития воплощена во множестве специальных игровых пособий и предполагает особые способы действий (мячи, обручи, скакалки, кегли и пр.). Поэтому, игрушки, способствующие развитию физических качеств и моторики, должны быть выделены отдельно.

Итак, исходя из сказанного, следует, что первым и необходимым требованием к игрушке является её потенциальная возможность стать предметом соответствующего действия (деятельности) ребёнка. Выбирая забаву для своего сына или дочки, нужно с одной стороны ориентироваться на его возраст (и, следовательно, главный тип деятельности), а с другой – стремиться к тому, чтобы в их распоряжении были все виды игрушек, способствующие развитию различных сфер жизнедеятельности ребёнка. Возможность (или невозможность) активного действия ребёнка зависит от многих качеств, например величины игрушки. Огромные мягкие животные (собаки, бегемоты, слоны), которые малыш не может даже взять в руки, могут служить украшением комнаты или подушкой, но не предметом детских действий. Те же мягкие игрушки меньших размеров вполне могут использоваться в детской игре. Большое значение имеют и технические качества. Если колечки пирамидки с большим трудом одеваются на стержень, части матрёшки со скрипом соединяются друг с другом, а колёса машинки плохо прокручиваются, ребёнок не может осуществлять с этими игрушками соответствующие действия, хотя сами по себе эти виды игрушек имеют несомненное развивающее значение.

Иногда взрослым кажется, что чем больше разных свойств и качеств содержит игрушка, тем лучше. Так, казалось бы, пластмассовый слоник на колёсах, который одновременно является и паровозиком и телефоном, открывает разнообразные возможности для детской активности. Но такое «разнообразие» дезориентирует ребёнка – он не знает, что нужно делать с такой сложной игрушкой – возить, разговаривать по телефону или же кормить слоника. Причём полноценное выполнение всех этих действий весьма ограничено – перевозить что-либо на таком слоне невозможно (ничего не положишь и никого не посадишь), телефонная трубка всё время падает, а слон не является в полной мере слоном, поскольку он телефон на колёсах. Гораздо полезнее в этом отношении было бы «разъединить» эти функции и предложить ребёнку три разных и понятных по своему назначению и по способу действия предметы.

Однако, «полезность» игрушки с точки зрения развития ребёнка далеко не единственный критерий оценки. В игрушке как бы пересекаются интересы и задачи взрослого и ребёнка. Она обязательно должна с одной стороны развивать способности ребёнка, а с другой - приносить ему радость и удовольствие. Специфика и своеобразие игрушки как посредника между ребёнком и взрослым заключается не только в совмещении, но и взаимообусловленности этих двух, казалось бы, противоречивых задач. Для того, чтобы игрушка стимулировала осмысленную детскую активность (т.е. способствовала развитию), она должна отвечать интересам ребёнка, соответствовать его потребностям, быть увлекательной и привлекательной. Соответствие интересам самого ребёнка – важнейшее требование к игрушке, которое, собственно и делает её игрушкой. Интересы и предпочтения детей и взрослых зачастую не совпадают. Взрослых привлекает внешняя красота игрушки, её сложность, богатство деталей, или описанное в аннотации развивающее значение. У детей несколько другие «приоритеты». Они могут предпочитать ту или иную игрушку, потому что видели подобную у своих друзей, или потому что она похожа на знакомый сказочный или телевизионный персонаж (чебурашки, черепашки, телепузики пользовались в своё время большой популярностью). Однако, главным достоинством игрушки, привлекающим ребёнка, является возможность что-либо с ней делать. Только в том случае, если она вызывает желание действовать с ней (разбирать и собирать, передвигать различные части, возить, извлекать новые звуки и пр.), ребёнок хочет скорее взять её в руки и начать игру.

Чтобы игрушка исполняла свою развивающую роль, она должна быть не просто привлекательной, но и открытой для разнообразных форм активности ребёнка. Предметы, предполагающие, пусть и полезные, но только стереотипные, однообразные действия могут стать материалом для упражнений, тренировок, но не игры. Сфера игры – это сфера образов, условностей, скрытых возможностей. Игра это, прежде всего проба своих возможностей и выяснение свойств предмета игры. Поэтому предмет игры должен не только быть привлекательным, но и содержать элемент новизны для поддержания любознательности и собственной активности ребёнка. Если материал детской игры будет хотя и привлекательным, но жёстким, предполагающим строго определённый способ употребления (как например заводные, механические или некоторые электронные игрушки), то игра будет просто упражнением или времяпрепровождением, но не образовательной активной, творческой деятельностью. Чем более определённой и завершённой является игрушка, тем меньше она оставляет простора для детского творчества. Сложные и завершённые игрушки предопределяют характер детских действий и приковывают ребёнка к известным стереотипным движениям.

Игрушки более простые и менее определённые допускают широкий спектр игровых действий. Соответственно, материал игры должен быть достаточно простым и вместе с тем гибким, допускающим усложнение, вариативность и упрощение поставленных задач. Игрушка должна быть максимально открыта для преобразований. Такие универсальные и популярные во все времена игрушки как мячи, кубики, вкладыши, куклы, благодаря своей простоте, чрезвычайно пластичны, допускают бесконечные усложнения, тысячи новых комбинаций и не могут наскучить ребёнку. Таким образом, открытость для разнообразных действий, гибкость и простота – важное требование для хорошей игрушки.

Игровые действия ребёнка должны быть не только полезными, осмысленными и разнообразными, они должны быть самостоятельными. Игрушку можно рассматривать как особый предмет, позволяющий ребёнку ощутить свою компетентность, уверенность в своих силах. Она должна быть опорой для самостоятельных действий детей, должна помогать ощутить свою компетентность и автономность. Возможность (или невозможность) самостоятельного действия зависит от некоторых незначительных и незаметных для взрослых деталей. Например, типичная и очень интересная для маленьких детей коробочка с сюрпризом: стоит нажать на кнопку, как из коробочки выскакивает зайчик или котёнок. Но всё дело в том, где расположена эта кнопочка. Если она находится сверху (и нажимать нужно вниз) – всё в порядке, малыш будет самостоятельно с удовольствием играть и радоваться внезапному выпрыгиванию зайчика. Но если эта кнопочка помещена спереди, и для её нажатия необходимо удерживать коробочку другой рукой (иначе она сдвигается назад) самостоятельная игра для ребёнка становится невозможной – необходима помощь взрослого, который удерживает коробочку или сам вызывает появление зайчика.

Материал игры должен позволять постановку и самостоятельное разрешение всё более сложных задач. Наличие в игрушке не только «загадки», но и подсказки, вызывает интерес и желание действовать. Предмет игры должен содержать понятные для ребёнка ориентиры для его самостоятельной деятельности. В качестве примера можно привести такие известные народные игрушки как пирамидки, матрёшки, вкладыши, которые сами «подсказывают» правильный способ действия. Совершенно новые, незнакомые и непонятные детям предметы, не имеющие никаких аналогов в их личном опыте, не дают «подсказки» для самостоятельных действий и скорее испугают, чем вызовут желание играть. Оптимальное сочетание новизны и узнаваемости, наличие задачи и ориентиров для её решения – важное качество игрушки, стимулирующее детскую активность.

Особое значение в игровой деятельности имеет её общественный характер. Если ребёнок играет один, его действия побуждаются лишь внешними обстоятельствами и собственной прихотью, в силу чего эти действия остаются неосознанными и ненаправленными. Играя в компании, ребёнок неизбежно сталкивается с действиями и желаниями других людей, он учится согласовывать свои и чужие действия, подчиняться общим законам совместной деятельности. В такой игре дети строят совместное знание относительно общей деятельности, т.е. происходит её осознание. В связи с этим особым достоинством игрушки является её потенциальная направленность на общую, совместную игру.

Итак, действия ребёнка с игрушкой должны быть осмысленными, вариативными, самостоятельными и включёнными в коммуникацию. Всё это предъявляет определённые требования к игрушке, которые вы можете использовать при выборе подарка для вашего ребёнка.

 

Автор: Смирнова Е.О.

Источник: Детская психология для родителей.

 

Рейтинг@Mail.ru